Лошади Пржевальского – последние по-настоящему дикие лошади. Эти необузданные скакуны бродят свободно по степям Центральной Азии. К сожалению, сейчас они находятся под угрозой исчезновения.
Научная классификация
- Царство: Animalia (животные)
- Тип: Chordata (хордовые)
- Класс: Mammalia (млекопитающие)
- Отряд: Perissodactyla (непарнокопытные)
- Семейство: Equidae (лошадиные)
- Род: Equus ferus (дикие лошади)
- Вид: Equus ferus przewalskii (лошадь Пржевальского)
Лошадь Пржевальского является подвидом диких лошадей и считается ближайшим родственником домашней лошади. Это кузен зебры и африканского дикого осла, которые также относятся к семейству лошадиных. Раскол между лошадьми Пржевальского и предками домашних лошадей произошел примерно 120 000 лет назад.
Физические характеристики
Лошади Пржевальского часто описываются как маленькие коренастые скакуны. Они крепко сложены, с большой по сравнению с остальным телом головой, толстой шеей, короткими конечностями и выделяющимся пузом.
Масть у них серовато-коричневая с темной прямой гривой, как у зебры. Темная полоса продолжается от гривы вдоль позвоночника до темного пушистого хвоста. У лошади желтовато-белый живот, темные голени и полосатые колени, как у сомалийского дикого осла.
Обычно ноги и грива темнее тела, как у гнедой лошади. Однако, в отличие от одомашненных собратьев, у лошади Пржевальского нет прядки волос на лбу, называемой чубом.
- Высота в холке: от 1,3 до 1,5 метра
- Длина: от 2,2 до 2,6 метра
- Длина хвоста : 90 см
- Вес: от 250 до 360 кг
Родная среда обитания
Еще 15 000 лет назад лошади Пржевальского паслись на огромных пастбищах, простирающихся от восточного побережья Азии до территории современной Испании и Португалии. Однако после последнего ледникового периода степь уступила место лесам, к которым лошади Пржевальского были плохо приспособлены.
Конкуренция с человеком и домашним скотом, а также изменения в окружающей среде привели к тому, что лошадь Пржевальского переместилась дальше на восток, в Азию. Сегодня этих свободолюбивых скакунов можно найти только в местах реинтродукции в Монголии, Казахстане и Китае.
Лошади Пржевальского – единственные дикие лошади, оставшиеся в мире. «Дикие» лошади, которыми изобилуют Австралия, западные равнины и барьерные острова восточного побережья Северной Америки, на самом деле являются одичавшими домашними лошадьми, сбежавшими с ранчо и ферм и вернувшимися в дикую природу.
Последний раз по-настоящему диких лошадей Пржевальского находили в монгольских степях пустыни Гоби. Гоби отличается от Сахары тем, что лишь небольшая ее часть представляет собой песчаную пустыню. Здесь очень сухо, но имеются водные источники, степные равнины, леса и высокие горы, где обитает большое разнообразие животных. Это место крайностей: летние температуры могут достигать 40 °C, а зимние – опускаться до -28 °C.
Образ жизни
Лошади Пржевальского всегда находятся в движении в пределах своих больших домашних пастбищ, которые могут составлять от 3 до 32 квадратных километров. Жеребцы-холостяки проходят большую часть личной территории, иногда более 22 километров в день, в зависимости от времени года.
В течение дня лошади бродят между излюбленными местами выпаса и источниками воды, отдыхая, когда становится слишком жарко. Зимой монгольские газели и благородные олени могут присоединиться к табуну лошадей для дополнительной защиты. Здешняя зима для лошадей долгая и тяжелая, так как найти пищу гораздо труднее.
Лошади Пржевальского отращивают на зиму густую теплую шерсть с длинными бородами и волосами на шее. Эти пальто важны в условиях суровых зим их среды обитания. При сильном ветре лошади Пржевальского поворачиваются спиной к ветру и плотно поджимают хвост между задними ногами. Это естественная поведенческая реакция, помогающая защитить глаза и ноздри, а также уберечь чувствительные репродуктивные органы от сильных ветров и песчаных бурь пустыни Гоби.
Происхождение
Русский географ и исследователь полковник Николай Пржевальский «открыл» этот вид для европейской науки в 1878 году. Он получил шкуру и череп лошади от охотника, проживавшего недалеко от сегодняшней границы Китая и Монголии, а затем отправился посмотреть на скакунов в дикой природе.
Однако оказывается, лошадь Пржевальского была обнаружена и описана ранее, но название прижилось. Фактически первая встреча произошла в XV веке. Немецкий писатель Иоганн Шильтбергер описал животное в одном из своих дневников, «Журнал в языческих частях», во время путешествия по Монголии в качестве пленника монгольского хана по имени Эгеди. Монголы, по-видимому, были хорошо знакомы с лошадью Пржевальского до визита Шильтбергера, они называли ее тахи. «Тахи» в переводе с монгольского означает «духи» или «святые кони». Другие допустимые названия для лошади Пржевальского: азиатская дикая лошадь, дикая лошадь Пржевальского и монгольская дикая лошадь.
Более ранние упоминания об этом виде встречались на каменных гравюрах и инструментах, датируемых 20 000 годами до н.э.. На наскальных рисунках возрастом 30 000 лет, обнаруженных в Испании и Франции, тоже изображена коренастая дикая лошадь с характерными чертами лошади Пржевальского.
В 2011 году группа исследователей использовала мощную технику секвенирования для генетического анализа лошади Пржевальского. В результате эксперимента выяснилось, что лошади Пржевальского образуют свою собственную кладу, отдельную от линии, в которую входят одомашненные виды.
«Наши результаты показывают, что лошади Пржевальского имеют древнее происхождение и не являются прямыми предками домашних лошадей», – пишут ученые. – «Анализ огромного количества данных о последовательностях, представленных здесь, позволяет предположить, что линии лошадей Пржевальского и домашних лошадей разошлись, по крайней мере, 117 000 лет назад».
Другое исследование указывает на более позднее расхождение, 38-72 тысячи лет назад. Но все согласны с тем, что и домашние лошади, и лошади Пржевальского произошли от общего предка, аналогично тому, как люди и шимпанзе имеют общего предка, а не один вид происходит от другого.
Пищевые привычки
Как и их одомашненные сородичи, лошади Пржевальского вместе пасутся и вместе отдыхают. В дикой природе они пасутся на траве и едят листья кустарниковых деревьев. Подобно зебрам и ослам, им необходимо потреблять большое количество воды. Острые копыта животные используют для выкапывания ям в земле, если необходимо найти воду. В сафари-парках лошади Пржевальского пасутся в своей естественной среде обитания, но их также подкармливают люцерной, сеном и морковью.
Социальная структура
Этот вид часто живет небольшими семейными группами, состоящими из нескольких кобыл, доминирующего жеребца и их потомков. Более молодые жеребцы и взрослые самцы без собственных кобыл могут пастись на периферии стада или образовывать свои «холостяцкие» группы. Этим жеребцам будет разрешено завести группу кобыл (так называемый гарем) только в том случае, если они победят доминирующего жеребца.
Когда потомство достигает половозрелого возраста (2-3 года), его изгоняют из стада, и он отправляется на поиски потенциальных партнеров. Несколько семейных групп объединяются, образуя табун, который перемещается вместе в поисках пищи.
Все члены группы проводят много времени вместе, ухаживая друг за другом, стоя бок о бок, голова к хвосту, и покусывая сородичей за спину и бока. Это помогает укрепить социальные связи внутри группы.
Коммуникация и восприятие
Как и другие лошади, лошади Пржевальского перекликаются друг с другом посредствам ржания и фырканья. Фырканье может означать страх, разочарование или тревогу, а хрюкающий «смех» и резкий визг используются жеребцами во время ухаживания. Жеребцы создают «груды» из своих фекалий, чтобы отметить личную территорию и гарем.
Жеребец все время находится в поле зрения остальной части своей группы и общается с ними с помощью звуков, положения тела и подергиваний ушей. К тому же, эти представители лошадиного царства отличаются хорошим обонянием, зрением и слухом.
Размножение и развитие
Когда кобылы становятся достаточно взрослыми для размножения, они могут покинуть семейную группу, чтобы присоединиться к другому гарему. Жеребята рождаются после 11-месячного периода беременности, и они должны встать и двигаться вместе с табуном уже через 30 минут после рождения. К недельному возрасту жеребята уже едят траву и отрабатывают навыки лягания. В месячном возрасте жеребята начинают играть с другими жеребятами и старшими братьями и сестрами в табуне. К двум месяцам они перестают нуждаться в кормлении грудью и начинают отдаляться от матери. К пяти месяцам они тратят столько же времени на кормление, как и взрослые особи, и начинают пить воду. Молодые лошади остаются в группе, в которой они родились, до достижения половой зрелости.
Обычно виды с разным числом хромосом не могут размножаться и создавать жизнеспособное потомство. Например, у домашних лошадей 64 хромосомы, а у ослов 62 хромосомы. Когда они размножаются и рожают мула с 63 хромосомами, он обычно бесплоден. Лошадь Пржевальского имеет 66 хромосом, то есть больше, чем у всех видов непарнокопытных. При скрещивании с домашними лошадьми их потомство рождается с 65 хромосомами. Удивительно, но гибриды обычно жизнеспособны и плодовиты. Гибриды похожи на лошадей Пржевальского, и единственный способ идентифицировать их – провести хромосомное тестирование.
Продолжительность жизни
Лошади Пржевальского могут дожить до 36 лет. Их злейшие естественные враги – волки. Особенно они опасны для жеребят. Чтобы защитить малышей, кобылы образуют защитный круг вокруг молодняка, а жеребец бегает по кругу и бросается вперед на противника. Ночью одна или несколько лошадей следят за хищниками, пока остальные члены группы отдыхают. Маленькие стада более уязвимы для нападения со стороны хищников, поскольку меньшее количество взрослых особей защищает жеребят. Некоторые кобылы рожают без охраны, и это часто провоцирует нападение волков, поскольку обессиленная мать не может самостоятельно защитить своего жеребенка.
Статус сохранения
В 1900-х годах лошади Пржевальского сильно пострадала от чрезмерной охоты, потери среды обитания и от нескольких особенно суровых зим. Один табун, который проживал в районе заповедника Аскания-Нова на Украине, был вырезан немецкими солдатами во время Второй мировой войны. В 1945 году на планете насчитывалась лишь 31 лошадь Пржевальского, всего в двух зоопарках, в Мюнхене и Праге. К концу 1950-х годов осталось всего 12 особей. Последний раз полностью дикая особь была замечена в 1969 году. Этот вид был занесен в список вымерших в дикой природы в 1960-х годах, пока не начались программы реинтродукции.
Все лошади Пржевальского, которые до сих пор живы, произошли от девяти оставшихся в живых особей. С тех пор зоологические общества работают вместе с группами исследователей над сохранением этого вида. Программы разведения в неволе были настолько успешными, что всего за пятьдесят лет количество особей увеличилось до более 1 500 животных к началу 1990-х годов. Около 300 лошадей Пржевальского были возвращены в их родную монгольскую среду обитания. Эти стада теперь пасутся на полях национального парка Хустайн Нуруу, заповедника Тахин-Тал, национального парка Хар-Ус-Нур и заповедника Хомийн-Тал.
Самый большой табун реинтродуцированных лошадей Пржевальского снова обнаружен в заповеднике Аскания-Нова и в Чернобыльской зоне отчуждения, территории, которая фактически стала заповедником дикой природы. Менее десяти лет назад МСОП реклассифицировал этот вид из категории «вымершие в дикой природе» в «находящиеся под угрозой исчезновения».
Зоолог доктор Эрна Мор создала первую племенную книгу в 1959 году, и с тех пор ведутся и регулярно обновляются записи в ней для минимизации инбридинга и максимизации генетического разнообразия лошадей Пржевальского.
Клонирование лошадей Пржевальского
Несмотря на программы разведения в неволе, сегодня серьезной угрозой для этого вида является потеря генетического разнообразия и болезни. В августе 2020 года официальные лица зоопарка Сан-Диего объявили о рождении Курта, первого клонированного жеребенка Пржевальского. Клеточная линия Курта на самом деле произошла из криоконсервированной ДНК жеребца, умершего в 1998 году. Исследователи надеются, что жеребенок добавит ценное генетическое разнообразие, когда достигнет зрелого возраста.
В 2013 году в Национальном зоопарке Вашингтона, округ Колумбия, появилась первая лошадь Пржевальского, рожденная в результате искусственного оплодотворения. Это захватывающий прорыв в сохранении вида, дающий возможность для увеличения генетического разнообразия без необходимости перевозки лошадей на объекты разведения в неволе.